Яндекс.Погода

воскресенье, 15 декабря

дождь со снегом+2 °C

Онлайн трансляция

Педагог «Богородской гимназии» рассказала «БВ», как готовились к ЕГЭ её ученики, сдавшие химию на сто баллов

08 окт. 2019 г., 15:56

Просмотры: 1042


Огромная удача для любого ребёнка – попасть в руки к талантливому, увлечённому своим предметом и при этом источающим любовь и доброту учителю. Такой педагог качествами своей личности способен влиять на судьбы детей, на самый важный в жизни выбор, которые они делают в старших классах.

На днях нам посчастливилось познакомиться с одним таким учителем. Учитель химии и биологии «Богородской гимназии г. Ногинска» Наталья Ващенко за двадцать лет работы в школе выпустила десятки учеников, которые благодаря её подходу к преподаванию, выбрали профессии, связанные с этими предметами, и поступили в престижные вузы. В этом году две её ученицы сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов, есть ребята, получившие за экзамен более 90 баллов, есть и сдавшие на высший бал ОГЭ девятиклассники. Мы пришли, чтобы  узнать у Натальи Юрьевны, секрет успеха, волшебную формулу, или беспроигрышный алгоритм – как подготовить школьника к ЕГЭ, как сделать из него стобалльника…. Но с первых минут, глядя на то, как она общается с детьми, поняли – нет никакой чудесной формулы для успеха на экзамене, но есть другое -  безграничная любовь к детям, вера в то, что они всё смогут, собственная увлечённость предметом и потрясающий оптимизм.

- Наталья Юрьевна, легко ли вырастить стобалльников?

- У меня лично  не было такой задачи, чтобы дети непременно сдали ЕГЭ на сто баллов, хотя я знала, что они могут,  и они много сделали для этого. Важно ведь другое – они поступили в вузы, которые хотели, на бюджет, они  что-то доказали себе и своим родителям,  воплотили в жизнь свои стремления, мечты. И только то, что я была частью всего этого, для меня имеет значение. На самом деле, химию выбирают для сдачи на ЕГЭ большей частью дети, глубоко заинтересованные этим предметом, а ещё, как сейчас модно говорить, мотивированные. Они знают, чего хотят, они готовы жертвовать развлечениями, общением с друзьями, и они каждый день занимаются.

Я, например, уверена на сто процентов, что мои девочки-стобалльницы не гуляли по вечерам, не сидели бесцельно в интернете, а усердно трудились. Надя ещё с девятого класса начала готовиться и знала, что ей нужна будет химия. Она поступила в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина на химика-технолога. А Алиса только в 11-ом классе решила поступать в медицинский, и за один год, благодаря своей усидчивости, подготовилась. Она выбрала очень серьёзную профессию – хирург, поступив в медицинский университет имени Н.И. Пирогова.

Вообще, у нас в этом году все ребята, кто сдавали химию, поступили на бюджет.  И, что интересно, успешно сдали экзамен именно те, у кого не было репетиторов.

- То есть уроков в школе и самостоятельных занятий дома ребёнку, в принципе,  достаточно для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ?

- Ну, начнём с того, что ребята, о которых я говорю, учились в профильном классе, у них приличное количество часов химии. Плюс у нас в школе есть курсы довузовской подготовки, также, начиная с ноября, я приглашаю детей в каникулы – мы прорабатываем сложные задания, решаем пробные варианты, ищем что-то нестандартное, пытаемся угадать, какие задания будут в этом году. И, кстати, в процессе подготовки девчонки, сдавшие на сто баллов экзамен, ни разу не написали так блестяще пробники. Конечно, были и слёзы, и разочарования, но упорство и труд – победили.

Поэтому, ни убеждения родителей, ни репетитор не помогут, если ребёнок сам не заинтересован в предмете.

- И как же вам удаётся увлечь, заинтересовать детей?

- Я сама обожаю свой предмет. Возможно, детям это передаётся на уроках. И потом, химия – ведь наука экспериментальная, поэтому я всегда стараюсь наши уроки максимально насытить опытами, экспериментами. Детям это очень нравится. Также мы  разрабатываем интересные проекты, участвуем в конкурсах. Вот, например, каждый год в Черноголовке проходит конкурс «Юные таланты Московии». Два года назад мои ученики участвовали в нём с проектами. Один проект был посвящён эрозии почв в городском парке, другой – влиянию сбора листвы на плодородие почвы. Ребята изучали почвенный состав, проводили химический анализ почвы. Наш проект имел успех, и благодаря ему дети побывали в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Но главное, - это то, что тема настолько их захватила, что они поступили в аграрный университет имени К.А. Тимирязева на специальности, связанные с почвоведением!

- Вы требовательный учитель?

- Я требовательная, и всегда строго слежу за всем, начиная с внешнего вида. Требую, чтобы техника безопасности всегда соблюдалась, чтобы девочки приходили причёсанные и т.д. Но я стараюсь ко всему подходить с юмором. Не думаю, что если ребёнок боится учителя, он способен полюбить его предмет. У нас не бывает каких-то стрессовых ситуаций на уроках. Любую задачу можно решить, из любой ситуации – найти выход!

- На ваш взгляд, насколько ЕГЭ – адекватная оценка знаний ребёнка?

- Честно, я считаю, что экзамен по химии для школьников сложный. Сдав его, они приходят в вузы, уже по сути зная программу первого курса. Но, я повторюсь, химию выбирают дети, которые фанатеют от неё, может быть,  поэтому у них  получается… Экзамен включает в себя тестовую часть с выбором вариантов ответов, есть письменная часть с заданиями из общей и органической химии, включающая расчётные задачи. Кстати, решают их хорошо именно дети, которые учатся в профильных математических классах, потому что там необходимы  хорошие знания в области логики и математики.

- Перед экзаменом вы волнуетесь?

- Я всегда очень волнуюсь, очень переживаю за детей, но им внушаю, что на 20 процентов успех зависит от того, как они настроятся. Если успокоятся, пойдут уверенные – то всё будет хорошо. Часто бывает такое, что дети подготовлены прекрасно, но своими нервами не владеют , и это их подводит. Поэтому психологический настрой – важная часть в вопросе подготовки к экзамену, и эта работа не одного дня, она должна проводиться весь год, планомерно.

- Что для вас самое ценное в работе?

- …Ну, наверное, когда дети не дают мне прохода на переменах…Или  когда они  приходят и спрашивают: «Наталья Юрьевна, а вы кем меня видите? Вы считаете, я смогу быть тем-то и тем-то? Я справлюсь?» Когда они забегают повидаться спустя год-два-три после выпуска из школы…Когда они сдают, побеждают, поступают… Я ради этого и работаю,  и только это ценю и считаю важным. 

 

Алиса КУВАЛДИНА

- Думаю, это лучший учитель, который когда-либо у меня был. Наталья Юрьевна очень требовательна к ученикам. Но мне нравился её подход к обучению. Весь материал, рассказанный на уроке, полностью понятен и легко запоминался. Она справедливый и строгий, но в тоже же время понимающий педагог.
 

Виолетта ПОЛИНОВА:

- Впервые побывав на занятии у Натальи Юрьевны, я подумала, что лучшего урока представить не могу. Даже отзывы старшеклассников, учившихся у неё, не могли подготовить меня к такому впечатлению от её урока. Наталья Юрьевна – идеальный преподаватель. Увлечённая своим предметом и уверенная в себе, требовательная и строгая, знающая и понимающая, она буквально влюбила меня в свой предмет. Я желаю ей и в дальнейшем того же энтузиазма и оптимизма, с которыми она подходит к своей учительской деятельности.

 

 

Агафонова Анастасия Васильевна, Дик Елена Леонидовна