Подпишись!

Ногинск. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 16 июля

облачно с прояснениями+20 °C

Онлайн трансляция

Главный режиссёр Московского областного театра драмы и комедии рассказала о недавно выпущенном спектакле «Сон в летнюю ночь»

19 нояб. 2017 г., 10:23

Просмотры: 1822


Долгожданная премьера театра «Сон в летнюю ночь» состоялась! Были и овации, и крики «браво!». Спектакль яркий, дерзкий, необычный. Его решение было воспринято очень эмоционально. Мнения зрителей разделились. Одни были в восторге, другим спектакль показался сложным, но, несомненно, интересным, а третьи злословили в соцсетях относительно способа подачи этого классического материала.

ФОТО: Михаил Белоцерковский

На прошедшей пресс-конференции Вера Анненкова рассказала журналистам о концепции прочтения и своей режиссёрской трактовке шекспировской пьесы.

ФОТО: Анастасия Агафонова

  • «Сон в летнюю ночь» входит вместе с премьерным «Рикки-Тикки-Тави» и сказкой «Новогодние приключения Снегурочки» в тройку спектаклей, которые были поставлены МОТДиКом при поддержке партии «Единая  Россия», предоставившей субсидии театрам малых городов.

Справились достойно

– К пьесе Шекспира обращалось множество театров, и, я считаю, было дерзновенным взять в работу этот материал. Как у главного режиссёра у меня было несколько задач. Во-первых, в театре много молодёжи – ребят разных актёрских школ, разного уровня подготовки. Для меня было важно, чтобы молодые актёры прошли через этот материал, смогли поднять свой профессиональный исполнительский уровень, – рассказывает Вера Анненкова. – И самое главное, необходимо  было освоить сложнейший текст Шекспира – не просто декламировать со сцены стихотворные строфы, а присвоить текст себе: то есть на этом языке актёрам предстояло спорить и выяснять отношения, любить и ненавидеть, при этом ещё надо было овладеть сложнейшим пластическим рисунком спектакля.

Для работы над спектаклем театр пригласил серьёзную постановочную команду. Композитор Егор Шашин написал фантастическую, завораживающую музыку, что позволило хореографу Алишеру Хасанову создать потрясающий пластический рисунок спектакля. В тандеме с режиссёром сценографу спектакля Сергею Тимонину, который является художником Большого театра и главным художником МОТДиКа, удалось создать совершенно нереальное, утопическое, мистическое пространство. Художник по костюмам Клёна Родкевич гармонично вплела в эту фантасмагорическую картину своё видение образов персонажей. Спектакль не был бы таким ярким и фееричным, если бы не удивительное световое решение художника по свету Антона Юдакова.

ФОТО: Михаил Белоцерковский

ʺ Было дерзновенным обратиться к этому материалу

– Артистам были поставлены сложные исполнительские задачи, я считаю, они очень достойно с ними справились. Чего стоит блистательная игра Александра Мишина (Тезей и Оберон), Елены Пашковой (Ипполита и Титания), сыгравших сразу по два персонажа. Роль Пэка, шаловливого Духа, идеально пришлась природе и харизме Данилы Музипова. Самозабвенно, с потрясающей отдачей работают на сцене молодые актёры, исполняющие роли пылких влюблённых пар: Лизандра (Михаил Анисимов, Роман Чумаков) и Гермии (Татьяна Максимова, Полина Жидкова), Деметрия (Дмитрий Егоров) и Елены (Алла Орлова). Это делает спектакль динамичным, эмоциональным, по-юношески честным.

Ода любви

По словам Веры Анненковой, этот материал настолько многослоен и многолинеен, что его можно по-разному решать, и для неё, как для постановщика, основополагающим моментом было понятие гармоничной картины мира. «Когда ссорятся Боги, когда Небо ссорится с Землёй, когда нет гармонии в любви, и идёт разлад – страдает всё живое», – говорит режиссёр.

В основе постановочного решения лежит дуальность нашего мира, где на одной, тёмной стороне – реальность, современная цивилизация, конфликты, ненависть, и рисуется некая апокалипсическая картина мира, вот почему в сценографии спектакля в качестве декораций возникают провода, бочки, пакеты, ржавые конструкции. А на другой, светлой стороне – сон, иррациональный мир, где царит любовь, счастье, дивная природа –волшебный лес. То же нарушение гармонии касается и отношений между полами, когда данные человеку самой природой мужские и женские энергии находятся в дисбалансе. А ведь это настолько актуально для нашей современности, когда в социуме идёт смещение ролей, и женщина, которая по природе своей должна быть хранительницей домашнего очага, дарить свою женскую энергию любви мужу и растить детей, вместо этого стремится к карьере и больше времени уделяет общественной жизни нежели семье, и мужчины, соответственно, не только недополучают любви и ласки, но и перестают выполнять свою мужскую роль защитника, «надежды и опоры», а только потому, что часть их мужской энергии перетянули на себя женщины в желании самоутвердиться в этом мире. «Когда рядом будет сильный и достойный мужчина, ни одной женщине не захочется стать воинственной Амазонкой », – считает Вера Михайловна.

ФОТО: Михаил Белоцерковский

ʺ Мы, взрослые  тоже достойны своей сказки!

Восстановление гармонии чётко прослеживается в спектакле на примере влюблённых пар персонажей пьесы (Тезей и Ипполита, Гермия и Лизандр, Деметрий и Елена), и в финале, как это и полагается в каждой сказке, влюблённые соединяются, и всё заканчивается венчанием. «Эта такая сказка для взрослых», – подчеркнула Анненкова.

А волшебный лес, в котором царят боги, выступает во сне как образ жизненного пути, где можно и заблудиться, и потеряться, а можно, пройдя через все испытания, прийти к гармонии, восстановлению справедливости, и через этот дивный сон в мир приходит любовь, и всё меняется. Мир озаряют свет и радость. Финальный танец бергамаска – как символ торжества и полноты жизни.

Какофония действа и мира

Спектакль решён в жанре фантасмагории. По словам Анненковой, самим Шекспиром в этой пьесе заложено некое двоемирие: мир реальный, жестокий и несправедливый и мир фантазийный, мистический, волшебный. «Это очень ироничная пьеса с одной стороны, а с другой – это ода любви, которая демонстрирует нам разные модели взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Почему мы назвали фантасмагорией? Потому что в спектакле идёт полное смешение жанров, тут и комедия, и трагедия, и театр в театре, и мистика, и феерия, и фарс. Такая какофония жанров отражает название пьесы «Сон в летнюю ночь». Ведь во сне может и не такое привидеться!», – отмечает Анненкова.

Приём «театр в театре» используется в сценах мастеровых-ремесленников, выступления которых скорее напоминают нам площадной театр. «В спектакле сложилась замечательная команда ремесленников – Игорь Бондаренко, Олег Мошкаркин, Владимир Драковский, Фёдор Казаков, Андрей Глазунов, Иван Баринов, их пародийное фарсовое действо вызывает бурю восторгов и оваций зрителей», – похвалилась режиссёр.

Так как по задумке режиссёра шекспировский «Сон» изначально решили приблизить к нашей реальности и не привязывать к конкретной эпохе, то костюмы героев современные. Как рассказала Вера Михайловна, строгие классические костюмы, этот простой элегантный стиль мог быть в любом временном отрезке. Но когда действо перемещается в волшебный ночной лес, это уже другая реальность: там царят боги, живут духи и феи и разворачивается феерия во всём своём блеске и мерцании – здесь костюмы уже другие

– Но в то же время в этом волшебном нереальном лесу мы видим следы цивилизации, грубого реального мира. Здесь и ржавые бочки, и целлофан, – рассказывает Вера Анненкова. – Вид этого мусора должен раздражать и пугать: во что можно превратить окружающий нас мир, если не любить, не беречь его?! Нас ждёт апокалипсис?! И этот апокалипсис мира берёт начало в нас самих… Только экология души спасёт наш внутренний мир и весь мир в целом! Если нет любви и гармонии в душе, то войны и конфликты неизбежны! И это уже не сказка про поссорившихся Царицу фей Титанию и Оберона. Тут война посерьёзней! Старая истина «всё начинается с любви» в этой сказке для взрослых через много веков и сейчас актуальна как никогда! Пьеса отражает взаимоотношения человека и природы, где человек является природным существом, гармоничным и целостным. Хотя персонажи, как и мы сегодня, не могут разобраться в своих чувствах, ошибаются и принимают наваждение за истину, они всё-таки находят гармонию в своей душе, и благодаря этому всё становится на свои места.

Кнауэр Эрика Геннадьевна