Яндекс.Погода

четверг, 12 декабря

облачно с прояснениями+1 °C

Онлайн трансляция

Интервью с заслуженной артисткой Московской области Еленой Охапкиной

18 янв. 2019 г., 15:29

Просмотры: 435


Пока мечтаешь, всё впереди! Я всегда хотела жить не в квартире, а в доме. Эта мечта уже сбылась, здесь можно забыть об образах и нарядах, слушать птиц, гулять с собаками. Замечательно быть ближе к природе!

А у неё зелёные глаза...

Вот-вот юбилейный день рождения и актриса Московского областного театра драмы и комедии Елена Охапкина вновь готова стать сеньорой Инэс в спектакле "Деревья умирают стоя" Алехандро Касона. Такая очаровательная, находчивая, пластичная, великолепно поющая! Свой праздник она встретит на сцене в любимом образе и в очередной раз покорит зрителя уникальным обаянием. Не любит громких слов, но достойна!

 А пока глаза горят от воспоминаний о том, как 30 лет назад вчерашняя выпускница ГИТИСа пришла в театр в Ногинске. Глаза искрятся: какой интересный путь уже пройден и сколько ещё предстоит, какие замечательные люди в родном театре, проверенные временем коллеги, как хочется работать над образами, которые уже созданы и ещё родятся в будущем.

 

- Елена, помните первый день в театре, как он вас встретил?

- На прослушивание новых актёров собирался художественный совет, обязательно смотрел новичков главный режиссёр. Показывала отрывок из чеховской "Чайки", играла Аркадину. Мне показалось, что я сразу вошла сюда, как будто в родной дом. И вот видите, это было в 1989 году, уже 30 лет верна своему театру. Он был таким семейным, камерным, мы пели под гитару в гримёрках, делили друг с другом все радости и беды. Моя дочка здесь выросла, ей безумно нравилось бывать в театре. Наш дом! Хотя, признаюсь, когда впервые приехала в Ногинск, было немного страшно: стояли деревянные дома на въезде, какая-то деревня. Но успокаивало то, что театр считался очень сильным, с талантливой крепкой труппой и замечательными режиссёрами Кемарской, Вилькиным, Варецким, Голубицким.

 

- Вы учились на курсе известного мастера Ирины Ильиничны Судаковой, а что в профессии дала служба в театре?

- У меня были темперамент, эмоциональность и, конечно, хорошая школа. Но совершенно справедливо говорят: забудьте всё, чему научились в институте, и начинайте по-новому. Честно говоря... По-настоящему стала актрисой лет 10 назад, побиться нужно лет 20. Только сейчас могу сказать, что чувствую себя крепко стоящей на ногах актрисой. Самое важное в профессии приобретается с опытом.

 

- Профессия актёра ведомая. Вы всегда готовы идти за режиссёром или любите поспорить?

-Спорить я люблю! Есть режиссёры, которых слушаешь открыв рот, а иногда видишь роль глубже и обидно, что к тебе не прислушиваются. Наш профессор говорил: "Я ничего не придумываю, когда работаю над образом, иду от вас, вашей органики, и тогда всё получается". Мне больше нравится, когда сложнее. Драматические роли удаются лучше, многое видела, пережила и нет труда поделиться со зрителем, заставить его сопереживать. Но интереснее работать над острохарактерными героинями. Я считаю, самые сложные роли - комедийные, нужно заразить зрителя юмором, так прикоснуться, чтобы заставить рассмеяться.

 

- А вы чувствуете энергию зрительного зала, она важна для вас, или полностью сосредотачиваетесь на образе?

- Для меня зритель - это самое важное. Бывает из зала такая энергетика мощная, добрая, тебе только подхватить её и парить, как на крыльях. А бывает ощущение, что нужно пробиваться. Мы все живые люди, вдруг не то настроение, солнце не так взошло (улыбается). Наша профессия в этом и заключается - от своего сердца передать посыл в зрительный зал.

 

- Партнёры помогают?

- Партнёр - это всё. Взаимодействие обязательно, как петелька-крючочек. Если не идёшь от партнёра, получится просто пустая декламация. Поэтому с хорошим партнёром играть - счастье!

 

- Кто идеальный партнёр для вас?

- Если в жизни близок с человеком, то и на сцене очень легко работать. Мне просто играть с Валерием Лиховидом: только смотришь в его глаза и всё, причём каждый спектакль играем по-разному, каждая сцена индивидуальна. Иру Рыжакову лет сто знаю, мы даже в одной гримёрке, и на сцене ничего не нужно придумывать. С Сергеем Ивановичем Варчуком замечательно работается в "Деревьях", с Александром Мишиным...

- Есть особенная роль главной матери - Марии в "Матери Иисуса". Вы легко согласились  играть, как договорились сама с собой?

- В работе над спектаклем "Мать Иисуса" я поняла, что самое простое - это и есть самое сложное. Как вытащить изнутри своё сокровенное и отдать зрителю? Имею ли я право прикоснуться к этому образу? Достойна ли я? Читала много литературы, ходила в собор, чтобы попросить благословения. Когда режиссёр Елена Цыплакова мне объяснила, как "ничего не играть", показать совершенную женщину без страстей, всё встало на свои места. Мария всё видит и понимает, но никого не учит, только показывает своим примером смирения и самопожертвования. Каждый раз внутренне настраиваюсь. Это роль в тишине, если не будет сокровенности, спектакль рушится. Очень хорошие партнёры в этом спектакле, мы отдаём часть себя, иначе нельзя играть эту историю.

- Сможете определить главную черту своего характера?

- Я очень сомневающийся человек. Может быть, с одной стороны это хорошо, а с другой, очень плохо. Много ролей сыграла, столько лет проработала, но иногда смотрю на других актрис в театре или в кино и думаю - вот это талант, как же она умеет, как бы мне так научиться. Вот такая неуверенность в себе. Но у меня нет зависти, слава Богу. Смотрю на свою дочь, ей 22 года, кажется, она мудрее меня, даже по-житейски. Я часто вспыхиваю, говорю откровенно, что думаю. Но иногда лучше промолчать, ведь человек должен дойти до всего сам, чтобы понять. Научилась прислушиваться к советам дочери.

 

- Дочке досталась в наследство ваша артистичность?

-Безусловно. И моя мама всегда прекрасно пела, а папа отлично танцевал, ему не было равных в чечётке. Творческое начало всегда было в нашей семье. Актрисой, конечно, моя Настя не стала, но это в ней есть. Окончила хореографическое отделение и параллельно получила образование по классу аккордеона, у неё очень хороший голос. Когда приезжает домой в праздники, соглашается нам подыграть, мы вместе поём. Есть у неё и способность чувствовать слово, хорошо писать, думаю, это тоже от меня досталось.

 

- Какие новые спектакли хотите увидеть в нашем театре и, конечно, с вашим участием?

- Мне кажется, я рождена для Островского (смеётся). У него каждая пьеса, что ни возьми, всё в точку, про сегодняшний день. Хочется русского, классического! Душевно-то уже многое нажито, есть что сказать. Очень нравятся Шукшин, Горький!

 

- В финале интервью не обойтись без курьёзов и театральных баек.

 - Не уходя далеко от Островского... Был у нас спектакль "Женитьба Бальзаминова" весь такой ситцевый. И вот почему. В 90-е годы ничего не было, и местная фабрика дала нам ситца и для костюмов, и для декораций. В спектакле была заставка - все женщины танцуют. Однажды у меня просто слетела нижняя юбка, я перешагнула её и принялась танцевать дальше, как будто так и нужно. Помню и курьёз, который произошёл с актрисой очень талантливой, но рассеянной. Однажды вижу на сцене, что Татьяна Иванова еле-еле сдерживается от смеха и что-то показывает. Так вот, актриса Дедко вышла в разных туфлях, одна из спектакля, а вторая - её собственная. Кстати, она играла Кая, а потом эта роль перешла ко мне. Иногда мой Кай выходил на сцену с сережками в ушах - забывала снять. А как Стосков, который играл Атаманшу, шутил над Ташлыковым в этой же "Снежной королеве"! Выходит красавец Володя Ташлыков в роли важного оленя... А Стосков  за кулисами его озвучивает: "Иа! Иа!" Много времени "отснегурила" с Володей Ташлыковым в паре Дед Мороз и Снегурочка на наших ёлках, - замечательное время. В актёрской среде не бывает без юмора, веселья, иронии. Хочется, чтобы всё это было по-доброму!

 

 

Как показать совершенную женщину

 

Елена Охапкина играет главную роль в спектакле «Мать Иисуса» в постановке народной артистки РФ Елены Цыплаковой. Елене удалось раскрыться в этой роли и создать нежный образ милосердной матери,  возвышенной над мирской суетой. Это искусство, которое остаётся в душе и заслуживает признание зрителей и профессионалов. В 2012 году на Славянском форуме искусств «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ» спектакль «Мать Иисуса» был награждён Дипломом.

Елена Цыплакова, народная артистка РФ, главный режиссёр Московского областного театра драмы и комедии:

- Когда я приступила к постановке спектакля "Мать Иисуса",  ещё не очень хорошо знала труппу, но уже по фотографиям выбрала Елену Охапкину. Влекло то человеческое тепло, которое исходит от Лены, редкое обаяние, которое было очень важно именно в этом образе. Сыграть Мать Иисуса - Богородицу... Это особенная роль. Очень рада, что была выбрана эта актриса, она воплощает образ просто потрясающе. Самая большая сложность в этой роли - уйти от привычных человеческих реакций. Богородица была чиста, с трёх лет она воспитывалась в храме. Мария была совершенной. Как режиссёр я говорила актрисе: "Третий день после распятия. Страшная смерть сына. Первые разговоры о воскресении. Как сыграть? Отчаяние? Печаль? Как воплотить образ правильно? Как говорить правду, не осуждая, в этой ситуации. Как печалиться без уныния? Есть замечательная фраза: слова назидают, примеры влекут. Как показать совершенную женщину  Мать, когда сына распяли на кресте? Лене было сложно работать, были реакции коллег, не самые приятные. Однажды она очень переживала, после того, как ей что-то наговорили в коридоре. Я тогда сказала, ведь это помогают сыграть роль! Важно, чтобы ты себя правильно повела и правильно реагировала. У нас есть видео версия спектакля, и я её периодически показываю разным аудиториям. Равнодушных зрителей не бывает, всегда задают много вопросов, отзываются духовно. Однажды после просмотра в деревне, на родине моей мамы, ко мне подошла пожилая женщина, взяла за руку, посмотрела в глаза и сказала: "Как я её понимаю!" Очень важно достучаться до сердца зрителя. Елене это удаётся, на ней, на её образе наш спектакль держится. Большая ответственность, но и огромная удача для всех нас, что роль Марии играет Елена Охапкина!

Фото: из архива актрисы и Московского областного театра драмы и комедии

Пичугина Наталья Леонидовна

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц