Яндекс.Погода

четверг, 24 сентября

ясно+10 °C

Открылись XVI Московские областные Рождественские образовательные чтения

26 нояб. 2018 г., 15:41

Просмотры: 515


23 ноября во дворце культуры имени К. Маркса городского округа Электросталь состоялось открытие XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель министра образования Московской области Н.Н.Пантюхина, викарные архиереи Московской епархии, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

Участников собрания приветствовал глава городского округа Электросталь Владимир Янович Пекарев.

Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:

«Возлюбленные братья и сестры! С радостью приветствую Вас на открытии Шестнадцатых Подмосковных Рождественских чтений. Их тема, как и тема грядущих международных Рождественских чтений, посвящена духовному становлению молодежи, что является предметом заботы и пристального внимания Церкви и школы.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что мне очень дорога та преемственность, которая наблюдается во взаимоуважительном и конструктивном соработничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией вот уже без малого почти двадцать лет. За этот период мы прошли большой путь, начав практически с нуля. Теперь мы имеем пространные наработки как в области учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса в сфере духовно-нравственных дисциплин, так и в реализации целого комплекса ставших уже традиционными общественных мероприятий, призванных привлечь внимание общества к православному культурному наследию и высоким моральным идеалам и приобщить к ним подрастающее поколение.

Сегодня мы будем говорить о молодежи и о том, как ей жить в условиях свободы. Вопрос сложный и требующий внимательного рассмотрения.

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Священное Писание по-разному говорит о юности. С одной стороны, встречаем немало упоминаний о бесславии и грехах юности, за которые непременно придет расплата (см.: Иер. 31:19); Иов. 13:26; Пс. 24:7; Еккл. 11:9). С другой же стороны, апостол Павел, обращаясь к своему ученику, писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Таким образом, молодость по легкомыслию может быть склонна к сомнительному, с нравственной точки зрения, поведению, но способна также быть серьезной и благочестивой, подавая пример окружающим любого возраста.

Чем же определяется выбор молодого человека: стать ли рабом порока, или жить праведно? Думаю, тем, как он воспользуется своей свободой.

В современном мире принято ставить свободу, понимаемую как вседозволенность, доведенную до абсурда, причем подчас конфликтующего с законом, - на первое место. Абсолютным критерием того, что можно и чего нельзя делать провозглашается личность. Призывы же сверять свои поступки с неким внешним камертоном, в идеале с заповедями Божиими, объявляются ретроградным проявлением «рабской психологии».

А чему учат нас Христос и Его Церковь? Господь призывал Своих слушателей, желавших следовать за Ним, отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Христом (см.: Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Здесь нет речи об удовольствиях или благополучии, развлечениях или изобилии, здесь идет разговор о свободном выборе самоограничения и даже страданий ради уподобления Спасителю мира в Его служении людям.

Вот истинная самореализация человека, вот воплощение своего призвания: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, позаботиться о больных и заключенных (см.: Мф. 25:34-46). Для этого тоже требуется сделать свободный выбор, но только не в пользу удовлетворения своих прихотей и безудержного, бессодержательного веселья и пустой траты времени. Выбрать служение ближнему, вступить на путь самоограничения ради благой цели общественного подвига, - вот высшее проявление личностной свободы!

В этой связи напомню вам несколько суровые слова пророка Иеремии, который возглашал: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27). Речь идет о пользе для еврейского народа тех ограничений и утеснений, которые попустил ради его воспитания Сам Бог. Не так ли и молодые люди нуждаются в определенном самоограничении, в воспитании в себе жертвенности и самодисциплины на примерах наших выдающихся героев и подвижников, прежде всего защитников Отечества и новомучеников и исповедников Церкви Русской?

Мне думается, что педагогическим лозунгом, определяющим нашу воспитательную работу на длительную перспективу должны быть слова Иисуса Христа, которые донес до нас апостол Павел: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Конечно, кто-то усмехнется, и скажет, что эгоизм успешно утверждается в современном общественном дискурсе как личная идеология миллионов. Но мы на это возразим, что не этим веками стояла Русская земля. Отечественная история, а также замечательные образы классической литературы, дают вдохновляющие примеры общественного служения как идеала, высшего для наших соотечественников во все времена.

Действительность показывает, что общество остро нуждается и в волонтерах, и в благотворительных инициативах, для чего необходимо привлечение энергии и сердечного горения молодых.

Однако, прежде чем вступить на путь служения обществу, нужно ощущать себя внутренне уверенным в правильности следования заповедям в своей собственной, частной жизни. К прискорбию, приходится констатировать, что идеалы чистоты и целомудрия, правдивости и верности, скромности и нестяжания подчас оказываются высмеянными, как отжившие свой век и «не практичные» в кавычках. Анализ текстов, в огромных объемах появляющихся в средствах массовой информации и на страницах интернета, а также в социальных сетях, подводят к умозаключению, что внутренний мир современного молодого человека постоянно подвергается атакам, имеющим целью погрузить его в состояние нравственной катастрофы.

В связи с вышесказанным школа и Церковь, педагоги и священники призваны вместе вести нелегкую и сложную, требующую не только готовности сражаться за сердца детей, но и подобающих знаний и навыков, борьбу за воспитание подрастающего поколения в духе лучших народных духовных традиций.

У нас замечательная молодежь, которая дает нам достойные восхищения примеры и героизма, и самоотверженности, и стремления к участию в общественной жизни на благо народа. Однако, нельзя отрицать, что многие подростки находятся в так называемых группах риска или неподалеку от них. Важнейшая задача сделать так, чтобы никто не был оставлен нашими воспитательно-просветительскими усилиями. Здесь вдохновляющими для нас да будут слова Иисуса Христа: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18:12)

В заключение хочу выразить глубокую благодарность всем труженикам на ниве просвещения, как учителям, так и священнослужителям за самоотверженное исполнение своего долга в отношении просвещения и воспитания детей и молодежи. Желаю, чтобы никто из участников церковно-школьного соработничества не только не изнемог на этом пути, но получил вдохновение, благословение и помощь Божию для плодотворного продолжения своих трудов.

Спасибо за внимание».

Затем выступила первый заместитель министра образования Московской области Наталья Николаевна Пантюхина.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады: «Современные проблемы свободы и ответственности в молодежной среде» доктора исторических наук А.Б. Мазурова, ректора Государственного социально-гуманитарного университета, депутата Московской областной Думы; «Свобода современного человека: содержание и форма» председателя Епархиального миссионерского отдела священника Димитрия Березина, благочинного Видновского округа, преподавателя Коломенской духовной семинарии; «Свобода и ответственность в моделях современной педагогики» кандидата педагогических наук В.С. Запалацкой, исполняющей обязанности ректора Московского государственного областного университета; «Молодежь и современное школьное образование: духовный контекст формирования культуры ответственности» клирика Христорождественского храма города Звенигорода диакона Петра Галанюка, преподавателя Коломенской духовной семинарии, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»2010 года.

Митрополит Ювеналий и Наталья Николавевна Пантюхина наградили победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2018 года.

Подводя итоги заседания, Владыка Ювеналий сказал: «Дорогие друзья, незаметно прошло это счастливое время нашего общения. И мы уже заключаем нашу встречу. Я хотел бы поблагодарить Владимира Яновича за приветствие, за гостеприимство, за организацию нашей встречи. По-моему, она самая большая из тех, что были все предыдущие годы. Я думаю, что это должно нас вдохновлять. Мы будем делать из этого выводы, чтобы в следующий раз просить зал еще больше. Хочу поблагодарить Наталью Николаевну за прекрасное ведение нашей встречи, за подготовку. Говоря о нашем соработничестве между Церковью и педагогами, мне хочется обратить внимание на то, что этот пройденный почти два десятилетия путь оставил хороший след, как я убеждаюсь, и в сердцах, и в сознании учащихся. Перед тем как прийти сюда на заседание, мне показали выставку /работ/ детей и школьников. Я подчеркиваю, что детей, потому что у нас ведется работа духовная и с теми, кто в детсадах находится сегодня. На выставке я увидел изображения икон. Сначала мне подумалось, что это копии знаменитых художников. А мне сказали, что это их воспитанники, дети написали. Я очень вдохновился. Прекрасные работы. Дальше мы смотрели какие-то богослужебные сюжеты. И тут, конечно, не обошлось без курьезов. Сначала было показано крещение младенца праведное, как мы его и совершаем. Но я обратил внимание на другую картину. Батюшка держит младенца и, видимо, поливает его священной водичкой. Это, так называемое, обливательное крещение. А мы это не поощряем, а крестим детей погружательно, три раза окуная в купель во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Наблюдательный мальчик или девочка, я не помню автора, видел только вот это, так называемое, неканоническое крещение. И это как бы картина из жизни.

Я очень рад, что мы идем совместно путем созидания, воспитания и просвещения. Сегодня были заслушаны прекрасные доклады выдающихся, я бы сказал, людей. У нас впереди во всех благочиниях, во многих приходах будут десятки, сотни таких встреч. Я думаю, что это очень хороший материал для их заседаний. А 12 декабря в Красногорске мы уже в большом составе встретимся для закрытия областных Рождественских Чтений. И будем уже готовится к международным Рождественским Чтениям. Но они будут уже в будущем году. И я думаю, что мы совместим открытие этих Чтений, которые будут проходить в Московском Кремле, с празднованием 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Я очень вдохновлен этой встречей.  Я сердечно вас всех благодарю за то, что вы собрались во множестве на наше заседание, а особенно за ваши усердные труды. Дело в том, что от педагога очень многое зависит. Не от учебников, которые будут держать в руках наши школьники. А от вас.

Я хочу поделиться личным воспоминанием далеких школьных годов. Мне, конечно, сейчас, как я шутя говорю, 17 лет до 100 не хватает. Но это было в школьные годы. У нас была учительница литературы и русского языка.  Она так проницательно, сердечно и духовно говорила, что она привлекла мое внимание и любовь к русскому языку и литературе. А потом я открыл для себя что-то необычное. Это было время атеизма в нашей стране. Однажды я пришел к ней в гости со своей матерью, потому что сестра ее работала хирургом в одной больнице с мамой. Мы все познакомились, сблизились и пришли в гости. Было скромное угощение. А перед едой она подошла к шкафчику, открыла створки, а там икона и лампадочка. И она предложила вместе помолиться. И я понял, что она к детям, своим слушателям относилась с христианской любовью. Я желаю вам всем этой любви».

Программа мероприятия завершилась выступлением сводного детского хора Богородского благочиния под управлением Вероники Ермолаевой.

Пресс-служба Богородского благочиния

 

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц