Ногинск. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 20 октября

облачно с прояснениями+5 °C

Онлайн трансляция

Шли на смерть

19 февр. 2014 г., 15:01

Просмотры: 177


Жизнь закрутила Бориса Захаровича Омельченко, что называется, с самого начала: в раннем детстве остался без матери, отца репрессировали, поэтому жил с бабушкой. И что греха таить, рос сорванцом, на улице дрался с мальчишками, лазил по подворотням родного города Владивостока, сбегал из дома. И кто знает, куда бы завела парнишку судьба, если бы не его заветная мечта – стать моряком-подводником.

Жизнь закрутила Бориса Захаровича Омельченко, что называется, с самого начала: в раннем детстве остался без матери, отца репрессировали, поэтому жил с бабушкой. И что греха таить, рос сорванцом, на улице дрался с мальчишками, лазил по подворотням родного города Владивостока, сбегал из дома. И кто знает, куда бы завела парнишку судьба, если бы не его заветная мечта – стать моряком-подводником.

Однажды, в очередной раз исчезнув из дома, подросток появился в одной из бригад подводных лодок Тихоокеанского флота, чтобы осуществить мечту. Так осенью 1944 года закончилось детство и начались суровые будни морской службы в школе юнг. А вскоре он уже участвовал в патрульных походах подводной лодки, охраняя от японских кораблей водные рубежи Родины. За отличные боевые действия в боях на Дальнем Востоке в числе отличившихся краснофлотцев, старшин, офицеров и кораблей и частей Тихоокеанского флота он был удостоен личной благодарности генералиссимуса Советского Союза Сталина.

Мирная жизнь увела Бориса Омельченко далеко от океанских берегов, но не разлучила навсегда. Окончив юридический факультет МГУ, Борис Захарович проходил стажировку следователем в Ногинской городской прокуратуре, был в должности помощника прокурора, а затем и 32 года проработал народным судьей. Это самая насыщенная разнообразными, порой удивительными фактами и событиями часть его жизни, которая заслуживает отдельного рассказа.

Борис Захарович и сегодня продолжает плодотворно трудиться, не щадя себя. Он ведет прием в Центре бесплатных юридических консультаций для социально не защищенных категорий населения, занимается общественной работой. И это несмотря на почтенный возраст – в марте ему исполнится 83 года. Кажется, что годы не властны над ним – он жизнерадостен, бодр и энергичен. Прошу поделиться секретом такого настроения, а в ответ Борис Захарович не то всерьез, не то в шутку произносит:

- Морская душа, морская душа, всегда молода!..

Эта неугасимая морская душа нет-нет да и позовет его в океанские дали. Он многократно бывал на родном Тихоокеанском флоте в качестве шефа, друга на наших подшефных кораблях Тихоокеанского и Северного флотов.

Кстати, Борис Омельченко один из «родителей» этих шефских связей, это его детище. И не удивительно, что вопреки моим планам рассказать о юнге Великой Отечественной, наша беседа свелась к проблемам патриотического воспитания, которые сегодня больше всего волнуют и не дают покоя Борису Захаровичу. И разговор, естественно, мой собеседник начал с самого наболевшего. Вот что он рассказал:

- Сегодня очень много разговоров идет о так называемом современном патриотизме. Дебаты идут где угодно, в самых широких кругах и разных уровнях. Мне чужды эти дебаты и рассуждения, тем более написание различных научных трудов и диссертаций на тему, что такое патриотизм. Это чувство должно быть у каждого в сердце, а проявляться в делах и поступках.

Хочу сказать, что в мое время никто нам лекций и нравоучений о патриотизме не читал. Несмотря на это, как ярко проявился патриотизм всего советского народа в годы войны. А что касается военных и, частности, моего родного Тихоокеанского флота, то я им горжусь. Более 100 тысяч добровольцев-тихоокеанцев в составе семи бригад морской пехоты сражались под Москвой в самое трудное время, когда под угрозой взятия фашистами была столица нашей Родины. Они радовались, что их на фронт отпустили, и как воевали, с ходу вступая в бой! Большинство их погибли. Вот пример патриотизма настоящего.

Под Сталинградом более 50 тысяч тихоокеанцев сражались. Они поднимали других в атаку. Защитник известного сталинградского дома Павлов тоже оказывается тихоокеанский моряк. Никто морякам не говорил, что такое патриотизм, как воевать за Родину, а они шли на смерть, спасая страну.

Поэтому у меня вызывают грусть все эти сегодняшние разговоры о патриотизме - есть он или нет, что это такое. В общем, отвратительное явление, как и навязывание псевдопатриотизма. Это неприемлемо для воспитания молодежи. Воспитывать патриотизм нужно яркими примерами и конкретными делами. И я без какой-либо натяжки говорю, что наш Ногинский район является примером воспитания настоящего патриотизма. Пример этот – наши длительные, многолетние шефские связи с Северным и Тихоокеанским флотом. Главное, с чего и когда они начинались…

В феврале 1996 году в Ногинск приезжает Анатолий Иванович Липинский, первый командир «Варяга», наш земляк. Мы встретились с ним в Совете ветеранов. Если помните, страна тогда была разрушена, армия бедствовала. Мы узнали, что моряки по полгода не получают зарплату, нет средств для поддержания корабля, не хватает продовольствия. И это было на корабле, современном крейсере, который американцы называли убийцей авианосцев и так далее. И вот этот корабль приходил в упадок, моряки недоедали.

Я позвонил главе района и привел в администрацию командира корабля. Поговорив обо всем, обсудив ситуацию, мы пришли к выводу, что крейсер «надо брать на буксир». Владимир Николаевич Лаптев близко к сердцу принял проблемы «Варяга» и решительно высказался за всяческую поддержку. Он, можно сказать, загорелся идеей. Вот так родились шефские связи. И полетели из Ногинского района за тысячи километров на «Варяг» грузовые самолеты с тоннами продовольствия – колбас, картошки, овощей, макаронных изделий и даже хлеба. До сих пор помню, как директор хлебокомбината доставил две машины свежеиспеченных батонов и булок. Первый продовольственный рейс состоялся уже в августе того же года. В сборе продуктов участвовали трудовые коллективы предприятий, жители. В то время мы буквально спасали всем нашим районом крейсер «Варяг». Это действительно было. Не секрет, что у государства не нашлось тогда денег даже на краску для крейсера, чтобы он не заржавел. И мы закупали на базе краску, с громадным риском доставляли ее. Несмотря на такие условия службы, моряки не оставляли корабль.

И вот уже не один год мы торжественно отправляем служить на «Варяг» наших ногинских ребят. Это стало доброй традицией. Почему я подробно говорю обо всем этом? Такие взаимоотношения и шефские связи, проверенные временем - это пример патриотизма на деле. Это без всяких слов воспитывает нашу молодежь в духе патриотизма, любви к большой и малой родине. И вот это действительно наполняет сердце гордостью. Я – за такой патриотизм.

Раиса Садкова