Яндекс.Погода

четверг, 26 ноября

пасмурно-2 °C

Педагог из Ногинска учит детей быть исследователями

16 марта 2020 г., 16:06

Просмотры: 187


Справка

Екатерина Смирнова

  • Педагог дополнительного образования «Станции юных туристов» г. Ногинска
  • Руководитель объединения СЮТур «Юные исследователи природы»
  • Учитель высшей категории
  • Преподаёт биологию и экологию, в том числе в классах, где эти предметы являются профильными
  • Координатор школьного научного объединения «Зелёная волна»
  • Ежегодно ученики Екатерины Смирновой участвуют во всероссийских конкурсах, становятся призёрами олимпиад по биологии и экологии и стипендиатами губернатора Московской области

Чтобы ребёнок  правильно развивался, его нужно ставить в позицию исследователя. Эту мысль руководитель объединения «Юные исследователи природы» (МБУ ДО «Городская станция юных туристов»), учитель биологии и экологии школы № 10 г. Ногинска, Екатерина Смирнова считает своим педагогическим кредо.

Нынешней весной Екатерина Владимировна стала обладательницей сертификата победителя в номинации «Дополнительное образование» одного их этапов регионального проекта «Наука Подмосковья». Впечатлениями от участия в конкурсе, успехами своих учеников и взглядах на актуальные педагогические технологии Екатерина Владимировна поделилась с нашим журналистом.. 

- Екатерина Владимировна, расскажите, что вы представляли на конкурсе «Наука Подмосковья»?

- Основное моё место работы – это «Станция юных туристов». Я работаю там педагогом дополнительного образования в экологическом отделе уже 20 лет, руковожу учебной группой «Юные исследователи природы». И школа № 10, где я преподаю биологию, и которую в своё время заканчивала, имеет естественнонаучную направленность. Моя уважаемая коллега, а в прошлом – мой учитель биологии Лариса Алексеева, давно занимается с детьми экологической работой. Много лет ребята изучали прилегающую к школе территорию, Черноголовский пруд, речку Лавровку, участвовали в разных экологических акциях.  И со временем эта работа вылилась в целое научное общество учащихся  – «Зелёная волна», которое и по сей день посещают заинтересованные ученики. В настоящее время в обществе состоит около ста ребят – с 5 по 11 класс, изучающих биологию, экологию, химию, как на базовом, так и на профильном уровне. Придя работать в школу, я, скажем так, подхватила начинания Ларисы Владимировны. Вместе с детьми- участниками объединения мы ведём исследовательскую и проектную деятельность. Собственно программу объединения «Юные исследователи природы», идею «Зелёной волны» и наши результаты мы и представляли на конкурсе «Наука Подмосковья».

- Для создания проектов по биологии и экологии необходимо специальное оборудование. Где вы его берёте?  

- Экологическая лаборатория Станции  оснащена оптической техникой, химическим оборудованием, разными тест-комплектами и системами для исследования водных объектов, воздушной и почвенной среды. Есть и многочисленные коллекции, которыми можно пользоваться. Так что моим ученикам, судя по всему, повезло – благодаря тесному сотрудничеству «СЮТура» и школы, у них есть доступ к разному оборудованию для исследований. Кроме этого применяем оборудование кабинета биологии и химии школы.

- Что вы исследуете вместе с ребятами? И каковы плоды этой работы?

- Темы самые разные. Например, мы проводили исследование воздушной среды Глуховского парка, изучали почвы в городе Ногинске, выясняли, насколько пригодна для питья вода, которая течёт у нас из-под крана, как влияют антигололёдные реагенты на окружающую среду. Один из последних проектов – «Проблема утилизации твёрдых коммунальных отходов в Ногинске», который разработала ученица 11 класса Юлия Василевская. Она провела масштабную работу, куда входило и анкетирование, и исследование мусорной корзины семьи с таблицами, диаграммами и выводами, изучение способов утилизации ТКО и даже эксперимент по изготовлению бумаги в домашних условиях. Этот проект Юля активно популяризировала среди учеников нашей школы, с ним она участвовала и в различных конкурсах и конференциях. Она стала финалистом Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников имени Д.И. Менделеева, получила диплом I степени Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского, который недавно завершился в Москве, участвовала в конкурсе эколидеров в рамках всероссийского проекта «Сделаем вместе» и была призёром муниципального этапа конкурса «Отечество». В этом году Юля также стала призёром Регионального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по экологии.

- Проблема утилизации ТКО – одна из самых актуальных тем сегодня. А к каким выводам пришли ребята, изучавшие качество питьевой воды в городе?

- Дети проводили химический анализ воды и сравнивали его со стандартом. Как известно, в нашем округе в воде превышена концентрация железа, и данные исследования это подтвердили. Выявив проблему, ребята стали искать самые эффективные способы очистки воды. Через социальные сети они провели опрос, чтобы выяснить, какие фильтры для очистки чаще всего используют горожане. Те, которые согласно опросу оказались среди жителей самыми популярными, дети использовали в своих экспериментах. Пропустив воду через разные фильтры, они пришли к выводу, что наиболее эффективными являются фильтры обратного осмоса. Стоят они, конечно, на порядок дороже, но вода после них намного чище.

Одной из лучших работ на эту тему стал проект нашей ученицы Ангелины Жарких. С ним она, в частности, принимала участие и дошла до всероссийского этапа конкурса эколидеров «Сделаем вместе». Из 16 тысяч проектов она вошла в сотню лучших, за что впоследствии была награждена поездкой в профильную смену лагеря «Артек».

С проектом «Мониторинговые исследования реки Шерна методом химического анализа» ученица 11 класса Елизавета Абрамова стала призером Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество» (заняла 3 место).

- Результаты впечатляют. Но за успехами учеников всегда стоит большая работа учителя. Как вам удаётся увлечь детей своим предметом?

- Это комплексная работа – и уроки, и наши занятия в обществе «Зелёная волна», и исследования с использованием оборудования «СЮТура». Только сидя за партой и изучая параграфы учебника, интересных открытий в биологии или экологии не сделаешь. Мы, конечно же много работаем и с литературой, но всё же наглядность и исследовательская составляющая – очень важны. Каждое лето ребята участвуют в эколого-краеведческой экспедиции «Шерна», мы выходим в парки, совершаем походы, где набираем материал для будущих исследований. Некоторые проекты мы ведём несколько лет, то есть они являются мониторинговыми. На своих занятиях я активно использую проектный метод, потому что считаю, что это путь, на котором дети могут сами создавать действительность, они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Есть такая китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь!». На мой взгляд, в этом и заключается мастерство современного педагога – стимулировать, организовывать и направлять ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими.

Ученики Екатерины Смирновой ежегодно участвуют в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования», которую проводит экологический факультет РУДН.  Их работы публикуются в сборнике статей участников конференции.

Среди тех, кто в разные годы, посещал школьное научное общество  «Зелёная волна» - выпускники и студенты РХТУ имени Менделеева, МСХА имени К.А. Тимирязева, Института инженерной экологии, экологического факультета РУДН, медицинских вузов. В «Зелёной волне» занимался в своё время и Николай Журка – выпускник Академии гражданской защиты МЧС России, офицер ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», принимавший участие в спасательной операции в Магнитогорске 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц